Магистрату́ра (от лат. magistratus — сановник, начальник) — общее название государственных должностей в Древнем Риме.

Возникновение магистратур относится к периоду установления Римской республики (конец VI века до н. э.). Магистратуры исполнялись безвозмездно, были краткосрочными (как правило, 1 год) и коллегиальными, т. е. исполнялись двумя людьми (за исключением должности диктатора). Человек, замещавший магистратуру, назывался магистра́том.

Первая высшая магистратура была создана примерно в 509 до н. э., когда после отмены царской власти во главе Римской республики встал praetor maximus — должность, впоследствии превратившаяся в консулат. Первоначально все магистратуры, кроме народных трибунов, замещались патрициями, но к началу III века до н. э. стали доступны и плебеям.

Все магистраты имели право издавать указы по кругу своих обязанностей и налагать штрафы; высшие магистраты, исключая цензоров, обладали верховной властью (imperium). Их внешним отличием была свита из ликторов с фасциями. По закону Виллия (180 до н. э.) был установлен порядок и последовательность прохождения магистратур (см. cursus honorum).

В эпоху Империи выборные должности утратили политическое значение, но сохранились в качестве предпосылки для занятия новых, влиятельных постов.

Магистратуры

Различались магистратуры:
ординарные (выборные)
высшие
консулы

читать подробнее о консулах

Ко́нсул (лат. consul) — высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме.

Должность консула была коллегиальной, то есть консулов было сразу двое, избирались они на один год в центуриатных комициях. Коллегия двух консулов была учреждена, согласно античной традиции, после изгнания царя Тарквиния Гордого.

Согласно римской традиционной истории, консулы сначала выбирались только из патрициев, но в результате борьбы плебеев с патрициями с 367 до н. э. один из консулов стал избираться из плебеев (первым из плебейских консулов стал Луций Секстий). Однако современные историки ставят это под сомнение, указывая, что около 30% консулов, правивших до Луция, носили не патрицианские, а плебейские имена.

Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, председательствовали в них, назначали диктаторов, производили ауспиции и т. д. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями.

Право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 до н. э. перешло к младшим коллегам консулов — преторам.

Помощниками консулов были квесторы.

Знаками отличия консула являлись тога с широкой пурпурной каймой, курульное кресло (лат. Sella curulis), инкрустированное слоновой костью, и сопровождение 12 ликторов с фасциями, в которые за городской чертой вкладывались топоры.

В римской системе летосчисления годы обозначались именами консулов данного года (они именовались лат. CONSULES ORDINARII).

По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). Но дозволялись исключения: Помпей впервые стал консулом в 27 лет.

По окончании срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.

В эпоху империи консулы утратили реальную власть, эта должность превратилась в почётный титул, а из выборной должность превратилась в назначаемую.

преторы,

читать подробнее о преторах

Пре́тор (лат. praetor, от prae-ire — идти впереди, предводительствовать) — государственная должность в Древнем Риме. В ходе исторического развития Древнего Рима содержание и функции этой должности менялись.

В период ранней римской республики (после упразднения царства) преторами именовали две высшие магистратуры — консулов и диктаторов. В 367 до н. э., со времени законов Лициния и Секстия (Leges Liciniae Sextiae), верховное должностное лицо стало именоваться консулом, а термином «претор» стала обозначаться следующая по старшинству должность, при этом его основной компетенцией стало совершение городского правосудия по гражданским делам. В отсутствие консула претору принадлежала высшая власть.

С 242 до н. э. стало избираться два претора — городской претор (Praetor urbanus), ведавший судебными процессами между римскими гражданами, и претор для ведения дел между римскими гражданами и чужестранцами или между самими чужестранцами (Praetor peregrinus).

Учреждение римских провинций привело к появлению других должностей преторов — с 227 до н. э. в Сицилии и Сардинии, а с 197 до н. э. — в обеих испанских провинциях.

При Сулле число преторов увеличилось до восьми, при Цезаре — до шестнадцати, а во времена Империи — до восемнадцати. Во времена Империи должности преторов уже потеряли былое значение, но служили необходимой ступенью для замещения целого ряда высших административных постов и офицерских должностей на пути к сенаторской должности. В эпоху Империи преторами назывались также высшие должностные лица в городах.

цензоры.

читать подробнее о цензорах

Це́нзор (от лат. censor, от censere — «оценивать») в Древнем Риме — должностное лицо, осуществлявшее главным образом проведение ценза. Должность учреждена Сервием Туллием, первоначально для регулирования податей и военной службы. В 434 до н. э. пятилетний срок службы цензора по предложению Эмилия Мамерка был сокращён до 18 месяцев, позже должность цензора стала пожизненной. Для плебеев должность стала доступна с 350 до н. э. и тогда стали выбираться соответственно 2 цензора (кроме 131, 120, 115, 102, 92, 86 и 65 гг. до н. э., когда были только плебейские цензоры). Цензоры выбирались из бывших консулов, никто не мог занимать эту должность дважды. Спектр функций цензоров при Республике включал:
собственно ценз;
надзор за нравами (censura morum), наказание при этом называлось не poena, a ignominia или nota. Оно заключалось, смотря по общественному положению виновного, в исключении из сената (senatu movere) или из всаднического сословия (equum adimere) или в понижении в трибе (tribu movere) либо в исключении из всех триб вообще (tribubus omnibus movere), в таком случае виновный становился эрарием (aerarius), так как это могло сочетаться с более крупным обложением податью. Цензор имел право издавания эдиктов против роскоши;
финансовый контроль: отдача на откуп общественных земель, государственных доходов и поземельных податей, а следовательно, и рудников, таможенных пошлин, торговли солью и т. д., а также наблюдение за всеми оплачиваемыми казною вещами и поставками, например за вооружением войск, их перевозкой и др.
надзор за сооружением и содержанием общественных зданий и заведений, при котором строительство и ремонт (opera publica) цензоры поручали предлагавшим минимальную плату.

Все цензорские документы назывались tabulae censorum.

В 81 до н. э. диктатор Сулла упразднил должность цензора, но уже в 70 до н. э. цензорат был восстановлен. Цезарь около 46 до н. э. вновь ликвидировал должность цензора — до повторного, но уже формального восстановления принцепсом (императором) Августом. После двух цензоров времён Августа, Планка и Павла, цензорские полномочия принимал на себя только сам принцепс (Август это делал трижды). Затем, после длительного перерыва, цензорами в 43 г. были император Клавдий и Луций Вителлий (отец будущего императора Вителлия); в 73 г. — император Веспасиан вместе со своим сыном и соправителем Титом. Начиная с Домициана император имел цензорские полномочия пожизненно.

низшие
эдилы (плебейские и курульные),

читать подробнее об эдилах

Эди́л (лат. aedilis от aedes — храм) — должностное лицо в Древнем Риме, ведавшее общественными играми, надзором за строительством и содержанием храмов. Эдилу полагалось сопровождение из 2 ликторов.

Институт эдилов появился в 494 до н. э., изначально — как низший римский магистрат из плебеев. Плебейские эдилы выполняли роль помощников трибунов. Впоследствии эдилы подразделялись на плебейских и патрицианских, или курульных, а в поздний период занятие этой должности уже практически не регламентировалось происхождением.

Курульные эдилы, устраивавшие за свой счёт Мегалезийские и Римские игры, носили тогу с пурпурной каймой и имели другие знаки почёта, в частности, курульное кресло и маски предков. Плебейские эдилы устраивали Плебейские игры и праздники Цереры и Флоры.

Октавиан разделил обязанности эдилов между преторами и префектами Рима. После этого в империи до III века по-прежнему назначалось по шесть эдилов, затем должность была упразднена.

квесторы,

читать подробнее о квесторах

Кве́стор (от лат. quaestor, от quaerere — букв. «расспрашивать», «расследовать») — один из римских ординарных магистратов.

Были первоначально лишь общими помощниками консулов без какой-либо специальной компетенции. Позже их положение сделалось более самостоятельным: они стали избираться в трибутных комициях и тогда они постепенно стали специализироваться в двух областях — уголовной юрисдикции и заведовании государственной казной и государственным архивом. Однако пока уголовная юрисдикция находилась в руках консулов, квесторы, как их помощники, производили предварительное следствие (quaestores parricidii).

Когда же примерно в середине Республики уголовный суд перешёл к народным собраниям, а затем к quaestiones perpetuae, роль квесторов в этой области закончилась и стала развиваться их функция заведования государственным казначейством. В их обязанности стали входить хранение казённой наличности («pecuniam publicam custodire»), ведение приходо-расходных книг («rationes referre») и т. д. После того, как квесторы сделались и хранителями госархива, присяга магистратов на верность законам стала совершаться перед квесторами.

Первоначально квесторов было двое, с 421 до н. э. — 4, причём к этой должности стали допускаться и плебеи. Позже это число удвоилось, в 82 до н. э. достигло 20, а при Цезаре из-за свойственного его периоду расширения бюрократии — 40. Из этого числа те, кто оставался в городе для заведования казной и архивом, были quaestores urbani (aerarii), другие прикомандировывались к военачальникам для ведения финансовых дел их армий (выдача сумм на содержание, уплата жалованья и т. д.), третьи для той же цели посылались в провинции к проконсулам и пропреторам, a четвёртые наблюдали в приморских городах и некоторых других местах за поступлением таможенных пошлин и другими хозяйственными делами государства. Один такой квестор находился в Галлии, другой — в Остии (quaestor Ostiensis) и следил за зерновым снабжением («res frumentaria»).

Квесторы осуществляли также продажу обработанных и размежеванных земельных участков (agri limitati), которые назывались уже agri quaestorii.

народные трибуны (должность признается магистратурой не всеми исследователями).

военный трибун

Военный трибун

Вое́нный трибун (лат. tribunus militum) — командная должность в римском легионе. В эпоху Республики в каждом римском легионе было несколько (обычно шесть) трибунов, которые должны были командовать легионом по очереди. Как правило, военные трибуны происходили из знатных семей. Однако, поскольку они часто не имели достаточного опыта, а распыление командных функций существенно затрудняло руководство легионом, уже в эпоху, непосредственно предшествующую гражданским войнам (в частности, во время войны в Африке против царя Югурты), полководцы передоверяли руководство легионом легатам, как правило, опытным военачальникам, своим друзьям или родственникам. Трибунам при этом оставались вспомогательные и совещательные функции, а также командование отдельными выделенными подразделениями в одну или несколько когорт. В эпоху Империи в каждом легионе был один военный трибун из числа сенаторов — tribunus laticlavius (второй по старшинству в легионе после легата) и пять — из сословия всадников — tribunus angusticlavius.

Командная должность Военного трибуна была учреждена законами Канулея в 444 г. до н.э

плебейский трибун

Плебейский трибун

Плебе́йский трибун — (лат. tribunus plebis) — должностное лицо, согласно римской традиции с 494 г. до н. э. ежегодно избиравшееся из плебеев на собраниях по трибам. Должность народных трибунов была введена для защиты прав плебеев от произвола патрицианских магистратов. В период поздней республики ежегодно выбирали 10 трибунов.

Трибуны имели право накладывать вето на распоряжения или постановления любого магистрата (кроме диктатора и цензора) и сената, арестовывать и приговаривать к штрафу магистратов (кроме диктатора) и рядовых граждан, созывать собрания плебеев, заседания трибутных комиций и сената и председательствовать на них, издавать эдикты и предлагать законопроекты. Трибуны были единственной магистратурой, не слагавшими свои полномочия перед назначенным диктатором.

Личность народного трибуна считалась неприкосновенной. Народные трибуны были обязаны постоянно держать двери дома открытыми для граждан, нуждающихся в защите, и не могли покидать Рим более чем на сутки. Их власть была ограничена городской чертой Рима.

Высший подъем римской демократии связан с деятельностью народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов. С установлением империи институт народных трибунов утратил самостоятельное значение, но продолжал существовать в форме «трибунской власти» императора.

Гай Юлий Цезарь стал первым пожизненным трибуном, что обеспечивало ему личную неприкосновенность. Октавиан Август, Тиберий и последующие принцепсы также принимали пожизненную трибунскую власть.

Народный трибунат просуществовал до III века.

военные трибуны с консульской властью

Военные трибуны с консульской властью

Некоторое время в IV веке выбирались так называемые военные трибуны с консульской властью, которые заменяли консулов (их могло быть не два, как консулов одновременно, а более, например, четыре), что явилось уступкой патрициата плебейству. Впоследствии, когда плебеи получили доступ ко всем магистратурам, необходимость в таких трибунах отпала.

экстраординарные (назначаемые)

высшие
диктатор,

читать подробнее о диктаторах

Дикта́тор (лат. dictator, от dicto — диктую, предписываю): резвычайное должностное лицо (магистрат) в период Республики (V — 2-я половина I века до н. э.) в Древнем Риме, назначавшееся консулами по решению сената максимум на 6 месяцев при крайней опасности (внутренних неурядицах, военной опасности и т. д.), когда признавалось необходимым передать власть в руки одного лица.

командующий конницей,

читать подробнее

Magister equitum  (лат.) (Магистр конницы либо начальник конницы) — экстраординарная магистратура в Древнем Риме, заместитель диктатора. Должность магистра конницы восходит к времени царского Рима.

Магистр конницы назначался диктатором при вступлении в должность и получал шесть фасций (у диктатора их было 24). Однако, Марк Антоний, по сведения Цицерона, стал магистром конницы Цезаря в его отсутствие, когда Цезарь находился в Александрии. Должность магистра конницы были отменена Марком Антонием в 44 году до н. э. вместе с должностью диктатора.

Во время военных реформ Диоклетиана и Константина должность была создана заново, но уже с чисто военными функциями (см. magister militum).

интеррекс,

читать подробнее

Интерре́кс (лат. interrex — междуцарь) — экстраординарная магистратура в Древнем Риме.

Как видно из названия, происходит из царской эпохи Рима. Первый интеррекс был избран после смерти Ромула, и затем это повторялось после смерти каждого из царей. Интеррекс избирался жребием из десяти старших сенаторов, на 5 дней. Он должен был в этот срок созвать комиции с целью выбора нового царя. Если он не успевал этого сделать, он по истечении срока слагал с себя власть, и на новые 5 дней жребием выбирался новый интеррекс. Так продолжалось, пока старшие сенаторы не останавливали своего выбора на одном лице. Тогда тот из них, кто исправлял должность интеррекса, докладывал о выборе всему сенату, и если последний был согласен, интеррекс созывал комиции.

Этот институт сохранялся в течение всего времени республики, с той лишь разницей, что интеррексы назначались патрицианскими чинами сената без жребия. К избранию интеррекса прибегали, когда по каким-нибудь обстоятельствам не было консулов, например, если оба они умерли, или пали в битве, или сложили с себя должность. Иногда, впрочем, вместо интеррекса с целью избрания новых консулов назначали диктатора. Бывали случаи, что число интеррексов, поочередно сменявших друг друга, доходило до 14: тогда в дело выбора новых консулов вмешивались народные трибуны и воспрещали дальнейшее назначение интеррексов.

децемвиры для записи законов,

военный трибун с консульской властью,

читать подробнее

Военный трибун с консульской властью или консулярный трибун (лат. Tribunus militum consulari potestate) — одна из высших римских магистратур.

Чаще всего магистратуру относят к экстраординарным магистратурам, однако вопрос до сих пор остается спорным. Консулярные трибуны были магистратами с империем, а объем их полномочий ничем не уступал консульским. Консульский трибунат был введен специальным законом (лат. lex de tribunis militum consulari potestate creandis) 445 года до н. э., а первые трибуны были избраны в следующем, 444 году. Должность просуществовала до 367 года до н. э., когда была упразднена по законам Лициния — Секстия. На протяжении этого периода известна 51 коллегия военных трибунов с консульской властью.

Возникновение магистратуры было вызвано многими причинами — военной необходимостью, соперничеством патрицианских родов, борьбой патрициев и плебеев. Консулярные трибуны избирались на центуриантных комициях, после чего избрание подтверждалось соответствующим законом (лат. lex curiata de imperio, куриатный закон об империи), принимаемым куриатными комициями. Коллегия избиралась на годичный срок.

Характерной отличительной чертой консулярного трибуната была численная гибкость — существовало от трех до девяти мест трибунов. С течением времени количество трибунов увеличивалось. Также особенностью (для Ранней республики) было то, что должность свободно могли занимать плебеи, и их наличие было не таким уж редким. Хотя норма о сословном паритете отсутствовала, плебеи за все время существования магистратуры представляли от 13 до 27 % ее носителей. Первоначально на должность могли претендовать действующие военные трибуны, а позднее и другие лидеры, которые могли быть названы бывшими военными трибунами.

Большая часть деятельности консулярных трибунов была связана с ведением войны, ее подготовкой или предотвращением. Лишь тринадцать лет из известных пятидесяти одного года можно назвать относительно мирными. Главными задачами консулярных трибунов были отражение внешней агрессии и смягчение сословных внутригражданских конфликтов.

Применение коллегиальной экстраординарной магистратуры имело и свои плюсы, и свои минусы. К минусам стоит отнести коллегиальное управление войсками, что часто вызывало негативные эффекты. В дальнейшем это привело к отмиранию чрезвычайных коллегиальных магистратур для ведения войн, вызвав укрепление магистратуры диктатора. В то же время коллегиальность в гражданской сфере была закреплена в претуре, а положительные итоги участия плебеев в консульском трибунате привели к допуску плебеев к консульской магистратуре и закреплению там сословного паритета.

триумвир (Второй триумвират).